Секреты Маркизы де Помпадур

 

Диана-Охотница

Жанна умела с блеском подать себя в высшем свете, хотя и не считала себя красивой. Она была слишком умна, чтобы не знать собственные недостатки: слишком крутые бедра, едва обозначенная грудь, сильно выраженные скулы и маленький рост. Но не зря ее считали самой незаурядной женщиной Франции - она умело превращала недостатки в достоинства. Высокие каблуки, широкие юбки, декоративная косметика и бездна обаяния - вот в чем заключался секрет привлекательности первой красавицы королевства. И скоро о ней заговорили. Однако этой очаровательной девушке было мало оставаться в центре внимания великосветского общества. Она постаралась обратить на себя внимание короля, который в это время находился под влиянием чар честолюбивой герцогини де Шатору.

Девушка стала постоянно попадаться Людовику на глаза в Сенарском лесу, где он охотился, в кокетливых и изысканных туалетах: то в небесно-голубом платье и в розовом фаэтоне, то во всем розовом и в небесно-голубой карете - в конце концов, ей посчастливилось быть замеченной им, тем более что король уже что-то слышал о “малютке Этиоль” и она возбудила его любопытство. Однако фаворитка Людовика быстро положила конец притязаниям урожденной Жанны Пуассон, просто-напросто запретив ей показываться в местах охоты короля. И только когда мадам де Шатору внезапно скончалась, госпожа д’Этиоль поняла, что путь к сердцу короля свободен.

Во время грандиозного бала-маскарада, который был дан 25 февраля 1745 года в Парижской ратуше по случаю свадьбы дофина с испанской принцессой Марией-Терезией, Жанне представилась возможность приблизиться к королю. Людовик на балу заинтересовался прелестной дамой в костюме Дианы-Охотницы. Маска заинтриговала короля. По его просьбе незнакомка открыла лицо. Она явно намеренно уронила свой надушенный платок. Король тотчас бросился его поднимать, возвратил ей, и это было началом их любовной связи, которую они поддерживали через доверенного камердинера Людовика Бине.

Вскоре госпожа д’Этиоль появилась в Версале на представлении итальянской комедии в ложе, находившейся у сцены совсем рядом с ложей короля, и когда Людовик приказал подать ему ужин прямо в кабинет, Жанна не отказалась отужинать с королем. Утром Людовик посчитал, что на этом интрижку можно и закончить. К его удивлению, женщина безропотно удалилась и больше не давала о себе знать, что было не характерно для его бывших любовниц. Получилось, что и она отвергла его, а это уже било по мужскому самолюбию. И король не устоял.


Снова появившись во дворце, Жанна разыграла сцену искренней влюбленности, которая не просто тронула короля, но и родила у него что-то похожее на ответное чувство. У Людовика появилась новая официальная фаворитка. Мужу госпожи д’Этуаль предоставили доходное место и «нарисовали» заманчивые перспективы служебного роста. А Жанне, чье происхождение было, мягко говоря, небезупречным, король подарил маркграфство Помпадур и, соответственно, титул маркизы.

Завоевать короля оказалось легче, чем добиться признания света. Для аристократии новоявленная маркиза еще долго оставалась обыкновенной Гризеткой – такое прозвище она получила в великосветских салонах. Удивительно, но она умудрилась установить почти дружеские отношения с королевой. На парижских улицах той поры нередко можно было услышать возгласы простолюдинов: «Смотрите, наши королевы едут!». И народ спешил посмотреть на проезжающую карету, в которой восседали две главные женщины страны. Они не только какое-то время мирно делили королевское ложе, они «поделили» и официальные обязанности: одна царствовала, а другая правила.

 

Одними любовными утехами короля долго не удержишь, и маркиза начинает вникать в дела государства, превращает свой салон в центр, где встречается художественная и научная элита Франции. В политике, как и в любви, маркиза проявляла мудрость и истинно женскую интуицию, которая её никогда не подводила. Король с любопытством встретил новое для него интеллектуальное общество, которое не только развлекало монарха, но и давало пищу уму. Да и в обществе воспринимали новый круг общения монарха с большой заинтересованностью.
 
Версальская Шахерезада

Из всех любовниц Людовика только маркиза де Помпадур обладала способностью развеять его скуку. Она старалась каждый раз быть по-новому привлекательной и каждый раз придумывала для него новые развлечения. Она пела и играла специально для короля или рассказывала со свойственной только ей пикантностью новые анекдоты. А когда какой-нибудь министр надоедал Людовику докладами, что, естественно, раздражало короля, она старалась побыстрее выпроводить докладчика. Например, если это был Морепа: “В вашем присутствии король прямо желтеет. Прощайте, господин Морепа!”

Она гуляла с Людовиком по роскошным садам летних замков и постоянно сопровождала его из Версаля в Кресси, а оттуда в Ла Сель, а оттуда в Бельвю, а потом в Компьен и Фонтебло. На Святой неделе она развлекала его концертами духовной музыки и литургиями, в которых участвовала сама. А когда она играла на сцене в театре Этиоля или Шантемерле у госпожи де Вильмур, ей удалось пленить Людовика своим исполнительским искусством, и она даже создала в Версале в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей небольшой театр, названный “Камерным театром”.

Со временем ее положение упрочилось настолько, что она со снисходительным высокомерием стала принимать у себя министров и послов. Теперь она жила в Версале, в апартаментах, принадлежавших когда-то могущественной фаворитке Людовика XIV маркизе де Монтеспан. В комнате маркизы де Помпадур, где она принимала посетителей, было только одно кресло - все должны были стоять в присутствии сидящей фаворитки.

 Мессу в капелле Версаля она слушала на специально для нее устроенной трибуне на балконе ризницы, где она появлялась одна во время больших праздников. Ее быт был обставлен с небывалой роскошью. Молодой дворянин из старинного рода нес ее шлейф, по ее знаку подставлял ей кресло, ждал ее выхода в прихожей. Она добилась награждения своего гофмейстера Коллена орденом Святого Людовика. На ее карете красовался герцогский герб.

Маркиза владела таким огромным недвижимым имуществом, которым ни до нее, ни после нее во Франции не владела ни одна королевская фаворитка. Она купила поместье Кресси в Дре за 650 тысяч ливров, выстроила здесь роскошный замок - строительство было вообще ее коньком, - а также заново обустроила огромный парк. Она купила Монретон, однако тотчас выгодно перепродала его, купила Сель в миле от Версаля по дороге в Марли и здесь тоже перестроила в соответствии со своими вкусами все то, что ей не понравилось. Каждое такое мероприятие само по себе требовало огромных средств.
 
“Крестная мать” Вольтера, Руссо, Наполеона…

Людовик XV поощрял развитие культурной жизни Франции, поэтому маркиза де Помпадур старалась окружить себя поэтами, учеными и философами. Вне конкуренции среди них был Вольтер, старый друг маркизы. Помпадур оказывала ему явное предпочтение, сделала его академиком, главным историком Франции, главным камергером. В свою очередь он написал для придворных праздников “Наваррскую принцессу”, “Храм Славы”, посвятил маркизе “Танкреда” и прославил ее в стихах и прозе. “Помпадур, вы украшаете своей особой двор, Парнасс и остров Гетер!” - восклицал он с восхищением и благодарностью.

Она сделала немало и для Руссо, особенно тогда, когда тот не мог защитить свои собственные интересы. Маркиза поставила на сцене его “Сибирского прорицателя” и имела большой успех в мужской роли Колпена. Однако Жан-Жак считал ее недостаточно внимательной к нему, так как он не был представлен королю и не получал пенсию. Зато маркиза устроила пенсию для старого Кребильона, когда-то дававшего ей уроки декламации, который теперь был беден и всеми покинут. Помпадур поставила его пьесу “Кателина”, способствовала монументальному изданию в королевской типографии его трагедий, а после смерти Кребильона - строительству для него мавзолея.

Ее друзьями были Бюффон и Монтескье. Маркиза также помогла энциклопедистам - д’Аламберу (для него она выхлопотала пенсию) и Дидро, которого она неоднократно призывала к умеренности и осторожности.

Она создала специальный салон, который позже превратила в центр встреч культурной элиты. Для гостей маркизы возможность в неформальной обстановке общаться с королем была важна необычайно, это и повышало их социальный статус, и давало существенную поддержку. С легкой руки маркизы во Франции на науку, литературу и искусство стали тратиться солидные деньги. При её помощи увидела свет французская Энциклопедия Дени Дидро, а в Версальском дворце появился Камерный театр, открывшийся постановкой мольеровского «Тартюфа». Жанна часто блистала на сцене этого маленького, но самого престижного французского театра, поражая короля искусством перевоплощения

Реформатор в юбке

С именем Помпадур связаны и другие не менее славные деяния. Она активно вмешивалась во внутреннюю и внешнюю политику Франции, занималась меценатством, вела борьбу со своими политическими противниками, и чаще всего, успешную, ведь король всегда был на ее стороне.

Желая создать серьезную конкуренцию знаменитому и дорогостоящему саксонскому фарфору, Помпадур перевела фабрики из Венсенна в Севр, неутомимо занималась экспериментами, приглашала искусных ремесленников и талантливых художников, скульпторов, устраивала выставки в Версале и во всеуслышание объявляла: “Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны”.


Почитать:

"Психология имиджа. Личный пиар"

"Что с нами делают наши вещи. Об одежде, интерьере и успехе"

Почитать чужие и оставить свои "Секреты успехов Великих женщин Любовь Деньги Власть"


Категория: Древние секреты | Добавил: admin (25.07.2008) | Автор: добавил админ
Просмотров: 4064
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Больше информации