Есть Ольга церковного предания. Есть Ольга ПРЕДАНИЯ НАРОДНОГО: прекрасная псковитянка, так полюбившаяся юному князю Игорю, что он предпочел ее, безродную, знатным невестам; вдова, которая с поистине великокняжеским размахом отомстила древлянам (убившим Игоря, когда он второй раз пришел на земли этого племени собирать дань): притворно согласясь выйти замуж за князя древлян Мала, она сбросила первых его послов в ров, вторых сожгла в бане, а 5 тысяч самых именитых опоила хмельным медом на тризне по Игорю, и воины зарезали их, спящих вокруг могилы ее мужа. Конечно, здесь явно нарастает фантастический элемент. Количеству сановников древлянского князя позавидовал бы и византийский император — насчитывалось ли столько всех жителей в древлянском Коростене? Ольга здесь явно превращается в героиню фольклора (например, ситуация с баней, которую накаляют докрасна, чтобы сжечь моющихся в ней гостей, встречается в русской сказке о Василисе Премудрой). Наиболее известный последний акт ее мести, «выдумка», делающая
«честь народному остроумию русских», по замечанию Карамзина: вдова Игоря
попросила у древлян легкую дань (по голубю и три воробья с каждого двора в
Коростене), приказала привязать к птицам зажженный трут, и они, полетев назад в
свои гнезда, сожгли деревянный город. Конечно же, и этот сюжет, где киевская княгиня не уступит
хитроумному победителю Трои Одиссею,— легенда. Но ведь не всякое событие и не
всякий человек могут стать легендарными. Ольге
легенда по плечу, она ее достойна. Ольга, принимающая крещение, рождающаяся заново в соответствии с христианской догматикой, перестает быть жестокой, но остается в народном предании женщиной, превосходящей умом всех, в том числе славившегося своей ученостью византийского монарха Константина Багрянородного. Пораженный красотой княгини, он просит ее руки. Тогда Ольга прибегает к хитрости, теперь уже грациозной: она просит императора стать ее крестным отцом. Монарх соглашается. Таинство совершается, но Константин больше не может претендовать на нее: христианский канон не допускает, чтобы крестница и крестный состояли в браке. Когда Ольга после смерти Игоря взяла бразды правления в свои руки,
она даже не могла жить в Киеве, который, по существу, управлялся из Итили. Но
именно у этой женщины, потерявшей мужа, лишившейся столицы, созрел план
освобождения Руси от хазарского ига, и она сделала все, чтобы ее план стал
реальностью. Во-первых, Ольга поселилась в Вышгороде, примерно в двадцати
километрах от столицы. Здесь был укрепленный замок княгини, и под охраной
дружины она чувствовала себя достаточно уверенно. Этим шагом она как бы
демонстрировала хазарам, что не претендует на власть, сама же внимательно
следила за каждым их шагом в Киеве. Во-вторых, Ольга отправила княжить в Новгород своего сына
Святослава. На север и северо-запад Руси власть каганата не распространялась,
юный князь, на которого Ольга уповала как на будущего освободителя страны, был
здесь в безопасности. В-третьих, она совершила путешествие в Новгородскую землю. Ольга
предприняла его не только для того, чтобы совсем не оставлять княжича без
материнского попечения и навестить родные места. Эта поездка позволила ей
создать систему налогообложения и одновременно льгот (после ее посещения Пскова
началось возвышение этого города), которая укрепила позиции Киевского
государства на севере и северо-западе, а главное — предоставила Святославу
средства, необходимые для формирования сильной, хорошо обученной дружины. После победы неизбежно вставал вопрос о выборе пути развития молодого государства: тяготеть ли ему к норманнскому северо-западу, покориться ли влиянию степи, окружавшей юную державу с востока и юга? Ольга предложила третий путь: поворот Руси в сторону Византии. | |
Категория: Древние секреты | Добавил: admin (26.07.2008) | | |
Просмотров: 2797 |
Всего комментариев: 0 | |