"Хризопея
Клеопатры" – это сложное символическое изображение,
само по себе являющееся шифрованным трактатом, автором которого, по преданию, была египетская царица Клеопатра. Приведённое здесь изображение содержится в сделанном в десятом или одиннадцатом веке списке с алхимического трактата Зосима Панополита (ок. 300 г.). Манускрипт хранится в Национальной библиотеке в Венеции (Venise, Biblioteca nazionale Marciana, ms. gr. 299, fol. 188v). Изображение содержит символы космических принципов, веществ и рисунки химической аппаратуры. Название изображения – Хризопея (от греческого χρυσωζ – золото), – является также названием одной из стадий тетрасоматы – процесса приготовления золота в греко-египетской алхимии, поэтому иногда предполагают, будто в изображении зашифрован древний александрийский рецепт превращения свинца либо ртути в золото. Значительно чаще, однако, трактовка Хризопеи Клеопатры основывается на предположении, будто изображение имеет прежде всего философско-мистический смысл. В левой верхней части "Хризопеи Клеопатры" в виде двух вложенных колец изображен Уроборос (змей, кусающий себя за хвост) – классический алхимический образ, восходящий к иконографии египетского бога вечности Атума. Надпись на внутреннем кольце гласит: "Змей один – тот, который держит яд между двумя знаками" (видимо, речь идёт о двух состояниях трансмутируемой материи). Надпись на внешнем кольце: "Одно – это всё; и благодаря себе – всё, и в себе – всё; и если (одно) не содержит всего, то всё есть ничто" (формулировка алхимического монизма, перекликающаяся с к текстом Изумрудной скрижали). В лунообразных фигурах справа от Уробороса обычно усматривают символы аргиропеи – "убеления" свинца, т.е. превращения свинца в серебро – стадии тетрасоматы, предшествующей хризопее. Считается, что свинец в герметическом языке александрийской алхимии являлся символом Осириса – умирающего и воскресающего бога; в европейской алхимической традиции этот символ стал соотноситься с Христом. Ванночка над печью под Уроборосом – по-видимому, аппарат для "фиксации" металлов; трубка предназначена для отвода паров и летучих веществ. Слева – сходный аппарат с сосудом для сбора дистиллята. Две окружности, имеющие по три отростка, – схематично переданные треножники, сосуды для варки на медленном огне. Слева внизу имеется ещё одно изображение Уробороса; надпись внутри кольца гласит: "Одно – это всё". Правее изображён большой перегонный аппарат, на печи которого надпись "огонь" (или "сияние"); нижний круглый сосуд назван "реторта" (λωπας), верхний – "чаша, сосуд" (φιαλη). Пары в таком аппарате поднимаются из реторты в чашу, конденсируются там, и жидкость стекает по двум противотрубкам (так переводится надпись рядом с одной из них). Возможная символическая параллель – то место в трактате Клеопатры, где говорится о "небесных водах", которые представляют собой "сгущённое" Божественное дыхание, нисходящее на землю. Считается, что главная идея "Хризопеи" – приобщение адепта к чистой "Божественной воде", нисходящей в мир; впрочем, не все детали символического изображения поддаются сколько-нибудь убедительной трактовке.
"Психология имиджа. Личный пиар" "Что с нами делают наши вещи. Об одежде, интерьере и успехе" Источник: http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Addition_9.html | |
Категория: Древние секреты | Добавил: mirpiar (19.08.2008) | | |
Просмотров: 2535 |
Всего комментариев: 0 | |