Советы по технологии вышивания шелковыми лентами

Советы по технологии вышивки шелковыми лентами

 

1. Для работы следует использовать ленту не длиннее 35–45 см, иначе при прохождении через ткань она быстро обтреплется.
2. Для того чтобы лента не скручивалась в шве, длина стежка должна быть больше ширины ленты.
3. Вытягивая ленту на изнанку, необходимо следить за тем, чтобы не сделать иглой прокол уже вышитых участков, т. е. не попасть в ленту.
4. Не стоит тянуть ленту на большие расстояния по изнаночной стороне – лучше отрезать ее и закрепить.
5. При закреплении кончика ленты ниткой надо следить за тем, чтобы стежков не было видно на лицевой стороне.
6. Первые вышивки лучше делать на канве или любой другой ткани с редкой структурой, например на трикотаже. Только после освоение основных стежков можно начать вышивать на более плотных тканях, например на бархате или шелке.
7. Если иголка очень туго проходит сквозь ткань, для облегчения этой работы можно воспользоваться плоскогубцами.
8. Выполнив несколько стежков, опустите иголку, чтобы она свободно повисла и скрученная лента выпрямилась.

 

Трапунто

Готовой вышивке, например картине, можно придать небольшой рельеф при помощи техники трапунто. Также эту технику применяют, если сильно сморщился нижний слой ткани после вышивки. Для этой техники вам необходим лоскут белой ткани – желательно такой же плотности, что и вышитая ткань. Вышивку следует снять с пялец сразу же после окончания работы. Из белой ткани (хлопковой, шелковой или из искусственного шелка) надо выкроить лоскут такого же размера, что и вышивка. Затем сложить оба куска ткани вместе изнаночными сторонами внутрь и вышитым лоскутом вверх, натянуть на пяльцы оба слоя; особенно сильно следует натянуть нижнюю ткань. Иголкой с нитью контрастного цвета в два сложения нужно обшить мотив по периметру мелким стебельчатым швом так, чтобы получилась рамка. Затем перевернуть работу на другую сторону и на подкладочной ткани сделать небольшой разрез маленькими острыми ножницами в середине квадрата. Равномерно вложить между слоями ткани синтепон, убрать пяльцы. Проверить равномерность набивки – ее не должно быть слишком много. В заключение потайными стежками зашить отверстие.

 

Состаривание вышивки

Состаривание вышитого изделия приводит к интересным результатам – цвета становятся более приглушенными, ленты и нитки меняют окраску. Разводы остаются не только на ткани, но и на лентах, как будто на всем изделии оставило свою печать время. Этот прием часто применяют при изготовлении вещей в винтажном стиле, однако необходимо иметь в виду, что состаривать следует не только саму вышивку, но и все изделие.
Состаривают вышивки следующим образом:
• надо заварить крепкий чай, жидкость процедить;
• чаинки выбросить, заварку развести кипятком в посуде для крашения. Воды много наливать не нужно, ее потребуется столько, чтобы полностью покрыть ткань;
• положить в чай соду в расчете 2 ч. л. на 1 л воды, полностью ее растворить;
• вышивку или ткань погрузить в жидкость и оставить на 5—10 мин;
• через 5—10 мин вынуть ткань, скомкать, чтобы получилось как можно больше складочек, и поместить в горячую духовку на 10 мин, можно положить в гриль. В результате «запекания» в местах сгибов скапливается краска и получаются разводы;
• ткань вынуть, расправить и снова скомкать. Положить в духовку еще на 10 мин. Повторять эту процедуру до тех пор, пока ткань полностью не высохнет. Следует иметь в виду, что чем дольше ткань находится в духовке, тем темнее она будет;
• вышитое изделие можно не полоскать. Если же эту процедуру проводили с тканью, то ее лучше прополоскать.

Преимущества этого способа в том, что окрашивание не требует ни варки, ни кипячения. Однако при окрашивании необходимо учесть несколько моментов. Во-первых, чем суше ткань, тем интенсивнее окраска. Во-вторых, окрашивать можно только натуральные ткани (хлопок, шелк, шерсть, лен). Ткань должна быть совершенно чистой, перед окрашиванием ее следует постирать (без ополаскивателя) и ни в коем случае не крахмалить.

 

 

Сочетание вышивки лентами с другими видами рукоделия

Вышивку лентами часто сочетают с рельефной вышивкой, которая возникла в XIV в. в Европе. Изображения с рельефной вышивкой получаются трехмерными благодаря каркасам из проволоки, бусинам и бисеру, настилам из лент и нитей. Элементы этой вышивки можно выполнять отдельно, а затем пришивать к готовому изделию.

Проволочный каркас обшивают настилом из лент или нитей и пришивают затем к ткани. Таким образом выполняют листья, цветы и отдельные их лепестки. Вместо проволочного каркаса можно вышить обметочными или прямыми стежками лоскут плотной ткани, но только в том случае, если листочкам или лепесткам не надо менять форму путем выгибания проволочного каркаса. Вышитый элемент вырезают из лоскута и пришивают к основе вышивки.

Барбола – один из древнейших видов рельефной вышивки – зародилась в Тибете. Здесь выпуклость элементам придают за счет сложения ткани в несколько слоев, а жесткость – при помощи специальной жидкости, клея или крахмала. Затем готовые элементы пришивают к основе.

В вышивке лентами основными мотивами являются цветы и растительный орнамент. При выборе лент для цветов следует помнить, что для раскрытых, как например камелии, маков, столистных роз, прекрасно подойдет не только шелковая, но и лента из органзы. Атласной лентой можно вышить красивые воздушные и легкие цветы. Ромашки, маргаритки, бархатцы и многие другие цветы обычно вышивают шелковыми лентами. Бутоны можно выполнить лентой с боковыми воланами, а трубочные цветы, например пенстемон, – шелковой лентой и лентой из органзы.

Для мелких цветов следует использовать бисер и бусины, применяя различные техники, например цветы из лент можно выполнить даже в технике аппликации, приклеив ленту на термоклейкий материал (можно взять прокладочную ткань) и вырезав цветок нужной формы. Готовые цветки пришивают к основе. Края ленты благодаря термоклейкому материалу не будут осыпаться.

Крылья насекомых можно также формировать в технике рельефной вышивки: туловище вышить лентой прямым стежком, а крылья выполнить другой техникой – натянуть на каркас из проволоки ленту из органзы или обшить его прямыми стежками шелковой лентой. Затем готовые крылышки пришить к ткани.

Вышивка лентами может прекрасно сочетаться с персидской аппликацией, которая появилась в XVIII в. Для этого узоры или элементы, напечатанные на коленкоре или дорогом ситце, вырезают и пришивают обметочными стежками к ткани. Можно аккуратно загнуть края аппликации на изнаночную сторону и пришить потайными стежками или притачать на швейной машинке. Такая аппликация придаст изделию изюминку и создаст его своеобразную текстуру.

 

 

Как составить композицию вышивки

При размещении рисунка на поверхности изделия следует ориентироваться на форму и размер украшаемого предмета, чтобы акцентировать внимание на главном. Мотив можно расположить на изделии узкими, широкими, горизонтальными, вертикальными или хаотическими полосами.

Перед нанесением рисунка на основу следует определить его композиционный центр, которым может стать один крупный цветок со сгруппированными вокруг него мелкими элементами, выполненными лентой другого оттенка. Это позволит не только создать целостную композицию, но и усилить эффект объема вышивки.

С экологической точки зрения изделие с вышивкой шелковыми лентами является чистым, так как оно выполнено из натуральных материалов: шелковых и хлопчатобумажных лент, шерстяных и шелковых тканей. Они не накапливают статического электричества.

Композиционная схема может быть квадратной, треугольной, овальной, круглой, прямоугольной, эллиптической. Декоративные композиции обычно бывают овальными, круглыми или квадратными.

При разработке рисунка можно всю поверхность основы разбить на сетку и в каждой ее клетке расположить элементы мотива. Рисунок получится замкнутым, если его элементы направлены к центру мотива, и наоборот, он получится открытым, если его элементы направлены от центра. Вышивка может быть вертикальной и горизонтальной – это зависит от расположения деталей мотива.

При работе с лентами обычно упрощают детали вышиваемого предмета, так как большое количество мелких элементов утяжеляет композицию и отрицательно влияют на ее восприятие. Однако при этом следует оставить характерные признаки предмета, чтобы он был узнаваем. Например, вышивая розу, выполняют сам цветок, листья и стебель, колючки же здесь будут неуместны. Вышиваемых предметов должно быть не много, но и не мало, чтобы не возникло ощущения скученности предметов или, наоборот, пустого пространства.

При построении орнамента вышивки можно ориентироваться на ритмическое чередование элементов: листьев, цветов, различных узоров. Это придаст вышивке динамичность, так как, следуя взглядом по цепочке элементов, которые сменяют друг друга, смотрящий испытывает ощущение движения. Если же листья, ветви и цветы расположены при этом диагонально, то создается впечатление, что они колышутся на ветру.

Динамичность изображения также усиливает асимметричность композиции, когда в одной части узора элементов больше, чем в другой. Симметричный узор, когда обе половины рисунка похожи друг на друга, создает впечатление неподвижности.

Оформление композиции вышивки следует начинать с составления эскиза на бумаге. Затем необходимо подобрать основу для вышивки, подходящую по фактуре и цвету.

После чего нужно разложить на ней кусочки лент разных цветов в соответствии со схемой или рисунком и выбрать наилучший вариант цветового и композиционного решения будущей работы, перемещая или заменяя кусочки лент.

 

 

Оформление фона вышивки

При работе лентами на крупной канве под вышивку можно подложить любой фон, который будет хорошо просматриваться через сетку. Так, для фона можно использовать цветную бумагу или красивую ткань, а можно нарисовать подходящий рисунок акварельными красками и вставить его в рамку, подложив под вышивку.

 

 

Уход за вышитыми вещами и их хранение

Стирка и глажка вышитых изделии

Особого ухода вышитая вещь не требует, особенно если это картина, вставленная в рамку, но существует несколько правил обращения с подобными изделиями:

• стирать изделия, вышитые лентами, следует отдельно от других вещей и только вручную в слегка теплой воде. Нельзя использовать щелочные вещества и средства, содержащие отбеливатели. Можно применять только мягкие моющие средства, например жидкое мыло или средство для мытья посуды. Изделия помещают в пенный раствор и аккуратно прополаскивают. Сильно загрязненные участки осторожно протирают намыленным кусочком мягкой ткани;

• изделие необходимо прополоскать сначала в теплой воде, а затем в прохладной. Делать это нужно очень тщательно, пока вода не станет светлой, иначе после высыхания на вышивке могут остаться пятна;

• при последнем полоскании в воду можно добавить уксус из расчета 1 ст. л. на 2 л воды, чтобы освежить цвета. Для возвращения изделию блеска на 1 л воды при полоскании следует добавить немного лимонной кислоты и 1 кусочек сахара;

• изделие вышитое синтетическими лентами хорошо переносит стирку, поэтому его можно стирать даже в стиральной машине в режиме «деликатная стирка». Только перед стиркой надо обязательно проверить прочность крепления концов лент на изнаночной стороне;

• после стирки изделие требуется аккуратно промокнуть между двумя махровыми полотенцами и хорошо встряхнуть, чтобы расправить все стежки. Затем положить на хлопчатобумажную ткань для сушки вдали от солнечных лучей и отопительных приборов;

• если вышивку нельзя постирать, ее можно почистить пшеничными отрубями, которые предварительно немного смочить мыльным раствором. Затем изделие раскладывают на столе, высыпают на него влажные отруби и очень осторожно протирают ими загрязненные места. Потом их стряхивают и насыпают уже сухие отруби, которыми также протирают вещь. Далее изделие еще раз хорошо встряхивают и высушивают;

• вышивку лентами нельзя гладить. Утюжат только с изнаночной стороны ткань вокруг мотива в слегка влажном виде, постелив под изделие мягкую ткань. Само изделие также рекомендуется накрыть тканью. Если же цветы разбросаны по всему полю, то лучше использовать функцию утюга «вертикальный пар». Всегда помните о том, что после глажения лент прежний объем вышивки практически не восстановится.

 

Хранение вышитых изделии

Нельзя сворачивать вышитые изделия как попало – ленты потеряют свой объем, который позже восстановить практически невозможно. Поэтому все изделия лучше хранить в расправленном виде: одежду – на вешалках, а салфетки и покрывала аккуратно сложить вышивкой вверх и поместить в пакеты. Также не следует хранить вышивку в сырых помещениях и содержать работы так, чтобы на них падали прямые солнечные лучи.

Ваша работа может стать прекрасным подарком близкому человеку или оригинальным аксессуаром, который украсит интерьер вашего дома. Сколько же лет способны «прожить» ваша работа? Большие полотно – панно, гобелены, а также картины размером более 13 X 18 см могут сохраняться веками. Небольшие картины (до 13 X 18 см), шкатулки, декоративные коробочки, обложки фотоальбомов, праздничные украшения, рождественские игрушки, подарочные мешочки сохраняются в течение несколько поколений. Декоративные подушки могут храниться от 5 до 20 лет в зависимости от качества их эксплуатации; покрывала, чехлы на стулья, занавеси, лоскутные одеяла, постельное белье прослужат верой и правдой от 5 до 10 лет. Одежду, украшенную вышивкой, носят от 1 до 5 лет. Открытки хранят обычно в течение сезона.

При соблюдении всех данных здесь рекомендаций ваши изделия с вышивкой долго будут радовать вас и ваших близких

 

Рекомендуем книгу Вышивка шелковыми лентами автора С.Ю. Ращупкина

Категория: Советы мастеров | Добавил: mirpiar (02.10.2010)
Просмотров: 22400 | Теги: для начинающих, вышивка шелковыми лентами
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Больше информации