Преображение Господне (Яблочный спас)
Преображение Господне Незадолго до своего страдания и смерти на кресте Иисус Христос сказал апостолам, что среди них есть те, кто прежде смерти увидит Царство Божие пришедшее в силе. Через несколько дней трех из них: Петра, Иакова и Иоанна Он возвел на высокую гору и там, во время молитвы, преобразился перед ними. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». Так описывает это событие евангелист Марк. Смыл Преображения Господня для апостолов заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание и смерть Бога за людей. И проповедали миру, что Господь Иисус Христос, есть истинный Сын Божий. Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображения Господня нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира и, вознеся тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славе. Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. Что и почему освящают на праздник Преображения К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23, 19); Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч. 3, 9). Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1). Обычаи праздника Преображения Праздник Преображения в народе называется «Спас второй». Как раз в это время в садах и на огородах поспевают многие фрукты и овощи, на полях заканчивается жатва. Наши предки, призывавшие на все свои дела благословение Божие, призывали его и на земные плоды. В праздник Преображения все дары приносились в церковь для освящения и только после этого хлеб, фрукты и овощи нового урожая начинали употреблять в пищу. В этот же праздник владельцы полей являлись в храм с колосьями и семенами нового хлеба, над которыми совершались молитва и окропление святою водою, эти семена потом сберегались к началу посевов. Кроме того, к празднику Преображения в старину приурочивался особенный обряд засевания полей. По просьбе хозяев на поле приходил священник со святыми иконами и окроплял вспаханную землю святой водой, причем обыкновенно один из хозяев бросал на освященные места хлебные зерна. Обряд этот, таким образом, служил началом засева. Нельзя еще не заметить, что в старину в день Преображения Господня было обыкновение наделять бедных и неимущих плодами земли. Причем обряд этот соблюдался так строго, что если кто отказывался исполнить это доброе дело, того считали человеком, недостойным братского общения. О таких людях говорили: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!». Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав), к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как Его творение. В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в некоторых районах России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас. Когда-то на Преображение в Петербурге появлялись многочисленные базары, где торговали яблоками, грушами, сотовым медом (ведь всего за несколько дней до этого, 14 августа по новому стилю, празднуется так называемый Медовый спас, когда освящается новый мед); такой базар проходил, например, у Спасо-Преображенского собора и рядом с другими храмами. Однако все-таки не следует забывать, что основной смысл этого дня вовсе не в яблоках. В этот великий праздник Преображение Господне, в народе, существует множество пословиц, примет, присловий: «А пришел Спас - всему час: плоды зреют», «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Второй Спас - шубу припас», «На второй Спас бери голицы про запас», «Со второго Спаса засевай озими», «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году», «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее». | |
Категория: Православные | Добавил: admin (31.07.2008) | | |
Просмотров: 2279 |
Всего комментариев: 0 | |