Пасха - традиции и обряды

Пасха - традиции и обряды.

 

Пасха, традиции и обрядыУ евреев, использовавших лунно-солнечный календарь, Пасха праздновалась 15 числа нисана и, таким образом, была неподвижной. Однако в новом Юлианском календаре месяцы уже не устанавливались, как в былое время, «непосредственным наблюдением лунных фаз», а определялись по циклу, и таким образом христианская Пасха оказалась передвижным праздником; по старому стилю она приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. Церковь уже в III в., после долгих споров, выработала свои правила определения Пасхи, а именно: праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день после того полнолуния, которое, будучи вычислено по известным предписаниям, случится в день весеннего равноденствия (21 марта) или непосредственно после него. В Григорианском календаре правило следования христианской Пасхи за еврейской уже не соблюдается: иногда эти праздники совпадают или христианская Пасха приходится на лунацию раньше. В разное время и для разных календарей составлялись и разные формулы для вычисления дня Пасхи.

Вообще, Пасха древнее христианства: она являлась одним из трех главных иудейских праздников и была установлена в память чудесного избавления евреев от египетского рабства. Название этого праздника (евр. "песах" - прохождение, пощада) является воспоминанием о том моменте, когда ангел погубляющий, губивший первенцев египетских, видя кровь жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо, оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Пасха продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21 месяца авива или нисана, соответствующего последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить от стада овец или коз однолетнего агнца (называемого "пасхой"), а вечером в 14-й день заклать его и помазать его кровью оба косяка двери и верхнюю перекладину . В течение праздника Пасхи евреи употребляли в пищу только опресночные хлеба, а не кислые: "опресноки должны были напомнить еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, т.е. чуждым нравственного растления египетского".

Христианская Пасха, сформировавшаяся уже во II в. , является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, его крестной смерти и Воскресении; ибо Иисус есть "Агнец Божий, берущий грехи мира", принесший себя "в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти". Согласно христианскому учению, "Воскрешением Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью, ибо Он воскрес, победив смерть: Потому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения: Это - поистине Пасха великая, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь".

Поскольку искупительная смерть Спасителя и его Воскресение к вечной жизни стали, фактически, опорным камнем христианства, праздник Пасхи для верующих превратился в своего рода календарную ось, важнейшее событие каждого года. Пасха празднуется 40 дней - в память сорокадневного пребывания Христа на земле по воскресении; но наиболее торжественно отмечается первая седмица по Пасхе, называемая в народе Светлой. В эти дни в церквях "раздается целодневный звон" - в знак победы Христа над смертью и адом; а богослужение в храмах совершается при открытых царских вратах - "в знаменование того, что воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо".

В славянской и, в частности, русской народной традиции с праздником Пасхи связывалось множество различных верований, преданий, легенд, обычаев и обрядов. Так, например, согласно общему для всех славян поверью, с первого дня пасхальной недели вплоть до Вознесения сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, и при этом небесные странники выглядят как простые нищие в ветхих рубищах; странствуя, они испытывают людское милосердие, награждают великодушных людей и наказывают злых. Злые же духи, смущающие род людской, в это время в ужасе бегут прочь, ибо светлый праздник "угрожает власти демона, лишает его возможности вершить злокозненные дела, причиняет муки, изгоняет прочь". Русские крестьяне, к примеру, говорили, что на земле не бывает чертей и бесов только в светлый день Пасхи - на это время вся нечисть прячется в преисподнюю, страшась Божьего гнева, и сам Сатана, помня о поражении, которое нанес ему Христос, лежит в аду ничком, не шелохнется всю Святую неделю до самого Вознесения. По восточнославянским поверьям, "во время Всенощной и в первый день Пасхи в церкви можно услышать, как под землей ведьмы и нечистые духи стонут и вопят по случаю Воскресения Христова". Очень распространен был и рассказ о том, что дьявол посажен Богом на толстую цепь в аду, и весь год он грызет эту цепь; но когда ему остается совсем немного, наступает Пасха, и едва свя-щенник возвещает: "Христос воскресе!", цепь немедля восстанавливается.

Подготовка к празднику.

К Пасхе поселяне начинали готовиться заранее, еще на Страстной (последней) неделе Великого поста. В течение всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вооб-ще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме; мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, "даже ворона своих воронят в луже моет"; в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы "весь год чистыми были". С теми же представлениями о "магии первого дня" был связан обычай в Великий четверг забивать скот на мясо для праздничного стола: считалось, что сам "Чистый четверг, угодник Божий" сохранит это мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться с молитвой: "Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время".

Покончив с убранством избы, бабы обычно приступали к стряпне. На Пасху, по народному убеждению, следовало выставить как можно более богатое угощение (чтобы потом не испытывать нужду и голод в течение всего года), а потому каждая хозяйка готовила лучшие и разнообразные блюда. В богатых домах к Пасхе обычно жарили и варили мясо , красили и даже расписывали пасхальные яйца, а также пекли специальный сдобный пасхальный хлеб с миндалем или изюмом, называемый в одних местах пасхой (паской), а в других - куличом. В домах победнее и угощение, конечно, было более скромным, но даже самые малоимущие крестьяне старались к празднику покрасить яйца и испечь, либо купить куличи или булки (обычно простые, без всякой сдобы). При этом на Пасху принято было помогать бедным семьям, не имеющим средств для того, чтобы должным образом отпраздновать Велик день: зажиточные родственники и соседи следили, чтобы светлый праздник не омрачался "голодными разговинами", и в Страстную пятницу многие бабы из состоятельных семей разносили по домам бедняков всякие припасы - молоко, яйца, творог, куличи, а то и куски мяса. Мужики среднего достатка к помощи богатых соседей обычно не прибегали, однако при этом редко обходились без займов и обычно старались загодя продать что-нибудь (дрова, сено, мятую пеньку, лапти и проч.), чтобы раздобыть денег и к светлому празднику купить четверть или полведра водки, пшеничной муки для лапши и стряпни, пшена на кашу и т.п. Следовало также "купить Богу" масла и свечей, а также заплатить попам, поэтому вырученные деньги в это время расходовались очень бережно. Приготовленные к празднику продукты - паски-куличи, яйца, творог, сыр и пр. - в Страстную субботу или Святой неделе освящались в церкви, как это делалось, впрочем, у всех христиан. Еще в древние времена принято было благословлять на Пасху артос , крашеные яйца и те скоромные (в первую очередь - молочные) продукты, которые разрешалось вкушать с этой поры.

Все хозяйственные хлопоты заканчивались обычно к вечеру Великой субботы, когда народ собирался в церкви на чтение "страстей". В больших церквях службу вели священники и причт, а в маленьких часовенках (в деревнях, слишком удаленных от крупных религиозных центров) - сами прихожане. Читать "страсти" почиталось за честь; а так как чтец перед лицом всего народа должен был засвидетельствовать свою грамотность и знание обрядов, то читать чаще всего приглашали какого-нибудь благочестивого старика. Такое чтение нередко бывало монотонным и заунывным, поэтому нередко случалось так, что слушающие, вначале собравшиеся около чтеца, затем разбредались по церкви, молились где-нибудь в углу, ставили свечку Пресвятой Богородице (или святой Плащанице, которая, по народному убеждению, и есть Матерь Божия) или даже просто присаживались где-нибудь в притворе и дрема-ли (хотя это и осуждалось церковью, полагавшей, что спать в церкви, да еще в Великую ночь, есть большое неуважение к церковному богослужению).

Пасхальные огни.

Особые ритуалы в пасхальную ночь касались разжигания костров в честь праздника. Например, на Руси прихожане, отправляясь на Страстной неделе украшать храм, расставляли около церковной ограды смоляные бочки и складывали костры; мальчишки бегали по коло-кольне и расставляли фонари и плошки, а самые смелые мужики и парни даже залезали на купол церкви, чтобы расположить светильники и там. Перед праздничной службой все эти фонари возжигали, и в результате вся церковь оказывалась озарена светом.

Вообще, христиане придавали свету очень большое значение. На скорбной Страстной неделе, например, освещение в храме было очень скудным - в знак траура по Христу; а яркое освещение храма во время пасхальной службы соотносилось с тем светом, который Иисус принес миру, тем сиянием, в котором он вознесся на небеса, а также являлось "зримым выражением той радости, того ликования, которое испытывают верующие при радостной вести: Христос воскрес!". Однако при всем при этом, обычай разжигать костры в большие праздники возник задолго до христианства. Для людей свет с древнейших времен означал тепло, благо, радость; он соотносился с обожествляемым солнцем и противопоставлялся всему злому, нечистому и отвратному. Возжигая в весеннее время костры на возвышенностях, люди славили возрождающуюся силу светила, пробуждение плодородных сил природы и прибли-жение лета; а после свержения язычества древний обычай легко был усвоен церковью, так как и она тоже признавала святость и чистоту света. Правда, при христианстве разведение ритуальных костров обсновывалось иначе, чем в языческие времена. На Украине, например, говорили: "Вогнище пiд Великдень, то так, як Iсусовi присвiчували (освещали), коли Вiн мав воскреснути".

Показательно, кстати, что во многих местах с пасхальными кострами и в XIX-XX вв. связывались совершенно языческие представления. Например, пасхальные огни, знаменующие победу жизни над тьмой и смертью, местами зажигали не только возле церкви, но и - "как встарь" - по холмам вокруг села, на берегах рек или на деревенской площади; и разво-дили их обычно с помощью "живого" огня, добываемого трением из очень сухого дерева ("бо в сухому деревi нечиста сила ховаеться" ). Оставшиеся от священного огня головни бережно собирали и хранили в течение года, в уверенности, что пасхальные угольки, положенные под застрехи крыш, защищают двор от грозы. Аналогичной и даже большей силой наделялись также свечи, с которыми стояли пасхальную службу в церкви.

У восточных славян сидение у пасхального костра было частью ритуального бодрствования. Например, на Украине парубки (молодые парни) в ночь на Великдень разводили возле церкви большой костер и грелись у него во время всенощного бдения, а девушки вместе с женщинами стояли возле расставленных вокруг церкви пасок . В западнославянской традиции пасхальным кострам также уделялось особое внимание: возле них прихожане собирались, грелись и веселились, трапезничали и т.д. Пасхальные костры нередко отличались от других календарных огней по материалу и семантике: например, в некоторых местах их разводили, чтобы "поднять" ("побужать") Христа, "обогреть" дожидающихся Его Воскресения апостолов, разглядеть при свете самого Господа, заслужить отпущение грехов и т.п

Читайте еще : Пасхальная еда.

Категория: Православные | Добавил: mirpiar (24.04.2008) | Автор: добавил админ
Просмотров: 3900
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Больше информации