С освященной праздничной едой было связано немало пасхальных обычаев и примет. Такая еда в народном сознании наделялась сверхъестественным значением и особой силой; по некоторым поверьям, святость ее столь велика, что если обычная домовая мышь заберется на пасхальный стол и съест хоть один освященный кусочек, то у нее немедленно вырастут крылья и она сделается летучей мышью. К помощи пасхальных яств славяне прибегали в трудные и важные минуты жизни; по-этому остатки праздничного угощения (и даже еще не тронутую, специально отложенную еду) тщательно сохраняли в каждом доме, иногда в течение целого года, чтобы использовать ее в разнообразных обрядах. Например, все кости от пасхального стола (как правило - кости освященного в церкви поросенка) принято было тщательно сберегать, чтобы затем часть из них закопать в землю на пашнях, дабы защитить нивы от градобития, а часть во время лет-них гроз бросать в огонь, чтобы предотвратить удары грома. Нередко сохранялась и головка освященного кулича, с помощью которой хозяева надеялись обеспечить обильный урожай хлеба. Когда наступало время сева, хозяин вставал на заре, умывался и молился Богу, а хо-зяйка покрывала скатертью стол, приносила головку кулича и ковригу хлеба, ставила соль и, собрав всех домашних, зажигала свечку, после чего все присутствующие клали по три земных поклона и просили у Бога: "Зароди нам, Господи, хлебушка"; затем кулич заворачивался в чистую тряпочку и торжественно передавался хозяину, который брал его с собою в поле и съедал на своей полосе. Иногда крошки кулича при севе запахивали в землю вместе с зерном, чтобы хлеб лучше родился. Освященный на Пасху ритуальный хлеб во многих местах считался оберегом от злых духов и лекарством от болезней; его съедали сами или скармливали скоту при разнообразных хворях. Кроме того, нередко считалось, что пасхальный хлеб стимулирует плодовитость и свадьбы; на Украине, например, матери "запекали надежды на брак своих детей в паски Христова Воскресения", для чего, сажая хлеб в печь, приговаривали: "Паскы в пич, а ви, хлопци та дивчата, не сыдить та замиж идыть". Вообще, хлеб в мифообрядовой традиции славян служил как бы вещественным символом совершеннолетия, готовности к браку; медленное созревание юношества нередно уподоблялось длительной выпечке хлеба, а замешивание и выпечка свадебного каравая соотносилось с творением перволюдей. Хлеб на пасху окружался особым почетом; но самые сильные магические свойства приписывались освященным пасхальным яйцам. Яйцо в народной традиции воспринималось как символ солнца и мира (макрокосма) вообще; оно, подобно семенам, наделялось способностью сохранять и передавать жизнь, а потому само по себе олицетворяло идею воскреше-ния. Крашение яиц было одним из наиболее характерных обрядов Пасхи: считалось, что красное яйцо знаменует собой мир, обагренный кровью Христа и через это возраждающийся для новой жизни. Впрочем, в крестьянской среде существовало и другое объяснение этому обычаю: "Когда Пилат распял Христа, то апостолы очень испугались, что Пилат и до них доберется, и, чтобы смягчить его сердце, накрасили яиц и принесли ему в подарок, как ев-рейскому начальнику. С тех пор и пошел обычай красить на Пасху яйца". В некоторых мес-тах происхождение пасхального яйца описывали следующим образом: "Перед Пасхой Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти"; обычай же красить яйцо в красный цвет объясняли тем, что "и сама Пасха красная, в священном писании прямо ведь сказано: Пасха красная, праздник из праздников". С пасхальным яйцом было связано большое количество обрядов, поверий и обычаев. Например, на пасхальной неделе яйцами обменивались и одаривали тех, к кому ходили в гости. Характерной пасхальной забавой было катание яиц по земле или со специальных лот-ков; во многих местах принято было также устраивать "битки" - битье крашеными яйцами. У русских было распространено поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на "том" свете: для этого надо лишь сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, а затем на его могиле скормить яйцо "вольной" птице, которая в благодарность за это помянет умершего и будет просить за него Бога . Во многих местах пасхальные яйца считали удивительно целебным средством и применяли их для лечения и профилактики многих болезней людей и скота. Кое-где делали даже так: яйцо, полученное при христосовании от священника, сохраняли на божнице в течение трех или двенадцати лет, полагая, что при этом оно приобретает такую силу, что стоит только дать его съесть тяжело больному человеку - и всю хворь "как рукой снимет". Особой магической силой наделялись также яйца, полученные на Пасху в подарок от первого встречного ; считалось, в частности, что они надежно защищают от нечистых духов. Повсеместно пасхальные яйца наделялись способностью стимулировать плодородие земли. Например, первое освященное яйцо нередко зарывали во время пасхального молебна в зерно, а весной выезжали с этим яйцом на сев, клали его в севалку или в мешок с семенами, съедали во время ритуальной трапезы на поле, либо закапывали в полосу, чтобы получить обильный урожай. Нередко яйца или яичную скорлупу разбрасывали и по конопляному или льняному полю, приговаривая: "Роды, Боже, конопли билы, як яйцо" . Катание яиц и битье ими также ранее относилось к числу земледельческих ритуалов. Во многих местах пасхальные яйца использовались скотоводами в качестве оберега стада. Например, утром на Пасху хозяева освященным яйцом оглаживали лошадей, полагая, что если "не огладишь лошадку крашеным яицком, и корм ей в пользу не пойдет". Так же поступали и при первом весеннем выгоне скота в Егорьев день: хозяйки оглаживали коров и овец пасхальным яичком, приговаривая: "Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта!"; считалось, что это защищает животных от болезней и вообще всяких бед, делает их упитанными и гладкими. Освященные на Пасху яйца нередко приберегали для пастуха, а пастух обходил ними стадо и гадал о благополучии пастбищного сезона. Помогали пасхальные яйца (особенно те, что были получены от священника в церкви) и против пожаров. Считалось, например, что если человек, известный праведной жизнью, возьмет такое яйцо и три раза обежит горящее здание со словами: "Христос Воскресе", то пожар сразу же утихнет и прекратится сам собой; однако если яйцо попадет в руки человека сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится, и в этом случае останется лишь одно средство - бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений (тогда ветер утихнет, изменит направление, а сила огня ослабеет настолько, что можно будет с ним бороться своими силами). В некоторых местах прибегали еще и к такому способу: кидали освященное на Пасху яйцо в пожар, полагая, что это остановит огонь. Использовали пасхальные яйца и для различных поисков. Например, во многих местах с ними искали заблудившуюся скотину, а иногда и клады, поскольку считалось, что всякий клад охраняет специально приставленный к нему нечистый дух, который, завидев человека с пасхальным яйцом, непременно испугается и убежит, и тогда клад легко можно будет взять. С пасхальным яйцом в некоторых местах выслеживали домового, колдуна или черта. Считалось, к примеру, что если в первый день Пасхи, после церковной службы, прокатить яйцо в каждом углу двора, то можно обнаружить черта в шапке-невидимке; тогда-то, уверяли крестьяне, можно сорвать чудесную шапку и надеть ее на себя, но если в это время черт тебя схватит, то "лишишься яйца и продашь Христа", т.е. пропадешь. Некоторые особые правила касались поедания пасхальных яиц. Например, повсеместно запрещалось при еде выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу яйца за окошко на улицу, потому что на Светлой седмице по земле ходит сам Христос с апостолами, и скорлупой, по неосторожности, можно в него попасть. Впрочем, запрет выбрасывать яичную скорлупу за окно касался не только пасхального периода и объяснялся разными поверьями: кое-где считалось, например, что если выбросить скорлупки от яиц целыми, то русалки сделают себе из них кораблик и будут плавать на нем "на зло честному люду"; а если в выброшенной скорлупке скопится вода, то из нее может напиться сорока, и оттого человек, выбросивший скорлупку, заболеет лихорадкой. | |
Категория: Православные | Добавил: mirpiar (24.04.2008) | | |
Просмотров: 4937 |
Всего комментариев: 0 | |